3.1. Композиция текста
Композиция исследования, т.е. соотношение и взаимное расположение его частей, является в значительной степени прерогативой автора. Это касается, главным образом, составных элементов основной части работы, которые автор волен располагать в том порядке, который считает наиболее оптимальным и подчеркивающим достоинства работы. Что касается расположения отдельных частей всего исследования, то, несмотря на формальное отсутствие единого стандарта, можно говорить об определенной и давней традиции следующего их размещения:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей письменной работы, но не нумеруется. В верхней части титульного листа указывается название высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которых выполнялась работа. В среднем поле в именительном падеже указываются фамилия, имя, отчество студента, номер академической группы, вид письменной работы (реферат, курсовая, выпускная квалификационная) и ее название. Название желательно выделить, полностью написав его заглавными буквами. Затем, ближе к правому краю титульного листа указываются инициалы, фамилия, ученое звание и ученая степень научного руководителя (для курсовой и дипломной работ) или проверяющего (для реферата). В нижнем поле обозначается место и год выполнения работы.
В данном случае были перечислены лишь обязательные элементы титульного листа, характерные для всех видов работ. Оформление титульных листов реферата, курсовой и дипломной работ имеет свои отличия, вследствие различия характера и уровня самих письменных работ. Примеры оформления титульных листов приведены в приложениях.
За титульным листом следует оглавление (содержание). Здесь с указанием страниц приводятся все названия глав, параграфов и других выделяемых частей работы. Заголовки в оглавлении должны точно и последовательно соответствовать заголовкам в тексте.
Заголовки равнозначных частей помещаются один под другим. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с заглавной буквы и не имеют точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, примеры оформления оглавлений приведены в приложениях 5 и 6.
Введение курсовой и дипломной работ должно содержать обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи исследования, его объект и предмет, временные и пространственные границы, методико-методологические основы, научно-теоретическую и конкретно-практическую значимость, а также характеристику основных источников и литературы по теме.
Несмотря на то, что научные руководители особое внимание уделяют именно введению и заключению студенческих работ, часто студенты недооценивают значение этих разделов. Между тем, грамотное и продуманное их написание способно значительно усилить как саму работу, так и общее впечатление от нее.
В конце вводной части желательно кратко раскрыть и обосновать структуру работы и последовательность составляющих ее элементов.
В основной части работы на основе анализа накопленной автором информации идет синтезирование нового знания. Содержание глав основной части должно соответствовать теме курсовой или дипломной работы и полностью ее раскрывать. Все структурные элементы основной части, будь то главы или параграфы, должны начинаться с постановки вопроса или проблемы и заканчиваться конкретными выводами, обобщение которых проводится в итоговой части.
Итоговая часть всей работы называется "Заключение". Здесь итоги увязываются с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Именно здесь получает информационную завершенность новое знание, полученное в ходе научного исследования. В заключительной части можно и нужно указать те научные задачи и перспективные направления, которые возникли в результате получения новой информации.
После заключения принято помещать библиографический список, состоящий из источников и историографии. Источники обычно сравнивают со "строительным материалом", из которого "возводится" исследование, а историографию – с процессом строительства, его основными этапами, направлениями, школами.
Источники: | Историография: |
|
|
Необходимо отметить некоторую относительность деления библиографии на источники и историографию, так как нередко очень сложно провести четкую грань между ними.
Также неоднозначно трактуется вопрос о включении в библиографический список научного исследования энциклопедий, справочников и научно-популярных изданий. Есть мнение, что их нежелательно включать в библиографический список, а ссылки на них при необходимости приводить в тексте подстрочным или внутритекстовым способом.
Еще один спорный момент обусловлен соотношением ссылочного аппарата с библиографическим списком. По одному мнению, в список не следует включать работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы. Альтернативное мнение утверждает, что, несмотря на формальное отсутствие признаков использования, эта литература оказала определенное влияние на формирование информационной базы и авторской позиции и уже поэтому должна быть помещена в библиографию.
Обязательному включению в библиографический список подлежат все источники информации, на которые автор сослался.
Чтобы основная часть работы не загромождалась материалами, не являющимися насущно важными для понимания и достижения научной цели, они выносятся в приложения, помещаемые после библиографического списка.
Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное значение. Приложения способствуют более широкому освещению темы, вместе с тем, основной текст исследования следует создавать таким образом, чтобы он был самодостаточным и без приложений.
По содержанию и форме приложения могут быть самые разные: копии документов, выдержки из отчетных материалов, ранее неопубликованные тексты, тексты нормативных актов, фотографии, письма, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение". Приложения нумеруются арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может быть использовано независимо от основного текста.
Отражение приложения в оглавлении может быть как общим ("Приложения"), так и в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого отдельного приложения.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, заключенные в круглые скобки, например: (см. приложение 1).
3.2. Структурирование работы
Структурирование работы тесно связано с технической и смысловой разбивкой текста. Простейшим способом оформления текста служит абзац, т.е. отступ вправо в начале первой строки каждой последующей части текста. Абзац позволяет зрительно выделять тематически и логически тесно взаимосвязанную совокупность предложений. Абзацы играют роль ступеней, по которым развивается мысль исследователя, поэтому в рамках одного параграфа или главы (при отсутствии параграфов) они должны быть последовательно связаны друг с другом по смыслу. Количество предложений в абзаце может широко варьироваться в зависимости от сложности раскрываемой мысли.
Логическому структурированию работы в большей степени способствует деление ее на главы, параграфы и другие части. Главы должны соотноситься с темой работы как часть и целое и, как правило, соответствуют поставленным исследователем задачам. Параграфы каждой главы также должны соотноситься с ней как часть и целое.
При разбивке текста на главы и параграфы необходимо соблюдать следующие правила:
- Делимое должно быть равно сумме его частей. Так, если автор проводит исследование по теме "Христианство в Удмуртии", то он не должен ограничиваться рассмотрением Русской Православной Церкви и старообрядцев, так как тогда из поля исследовательского внимания выпадают пусть и немногочисленные, но реально функционировавшие или функционирующие католические и протестантские общины. В этом случае по своему смысловому содержанию тема исследования кажется шире общего объема составляющих ее частей – глав. Возможна и другая ошибка, когда тема уже общего объема составных элементов.
- Принцип деления должен быть един для всех частей. Например, в работе, посвященной классификации религий, автор должен придерживаться единого критерия. Так, ошибкой будет, если автор к главам, посвященным ранним формам религии, национальным религиям и мировым религиям, добавит главу о монотеистических или прозелитических религиях. В этом случае члены деления будут частично совпадать друг с другом из-за смешения принципов классификации.
- Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое. Так, в главе, повествующей о ранних формах религии, среди параграфов, посвященных тотемизму, фетишизму, шаманизму и т.д., будет неправильным выделение в отдельный параграф анимизма, который является неотъемлемой частью любой религии.
- Непрерывность деления. В процессе деления нельзя перескакивать через ближайшие виды деления. Так, при рассмотрении в параграфах мировых религий, будет ошибочным размещение наряду с буддизмом и исламом составных элементов христианства.
Неправильно: | Правильно: |
|
|
Заголовки глав и параграфов должны точно соответствовать содержащейся в них смысловой информации. В связи с этим, в заголовках нежелательными являются:
- слова, не проясняющие смысл заголовка;
- узкоспециальные термины;
- слова местного характера без разъяснения;
- сокращенные слова и аббревиатуры.
Заголовок должен отражать информацию, содержащуюся в тексте, поэтому нежелательны слишком короткие заголовки. Другой крайностью являются слишком объемные заголовки, затрудняющие смысловое восприятие.
Деление текста научного исследования на главы, параграфы и другие части, должно сочетаться с нумерацией, т.е. числовым и буквенным обозначением последовательности расположения составных элементов. Автор волен сам выбирать любую систему нумерации, используя знаки различных типов: римские и арабские цифры, заглавные и строчные буквы кириллицы или латиницы.
Во многих информационных изданиях порядковые номера частей принято указывать словами и цифрами (часть первая; часть 1), разделов – заглавными буквами (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (§1). Подобная система более подходит для объемных научных исследований. Студенческая наука редко выходит на такой уровень структурирования работы.
Практика исторического факультета показывает, что для студенческих работ, пожалуй, наиболее оптимальной является следующая система нумерации:
ГлаваI.
§1.
1.
а.
Знак скобки лучше не использовать для нумерации структурных элементов, оставив его для обозначения перечислений (перечней). При необходимости сложного структурирования работы возможно использование более развернутых систем буквенно-цифрового обозначения.
В последние годы многие информационные издания и исторические в том числе, перешли на использование исключительно арабских цифр в определенных комбинациях. В подобной системе первая степень деления состоит из одной цифры, вторая степень – из двух, третья – из трех и т.д., например:
1. Проблема субъекта исторического процесса (аналог главы)1.1. Общество (аналог параграфа)1.1.1. Общество как социально-исторический организм (аналог подпараграфа)1.1.2. Общество как система социально-исторических организмов и т.д.
Применение подобной системы позволяет избежать сложностей при употреблении терминов "часть", "глава", "параграф", "подпараграф", "раздел", так как появляется возможность использовать только один унифицированный термин, например, "раздел" или "часть".
3.3. Особенности письменной научной речи
Едва ли у кого-нибудь вызовет принципиальное возражение тезис об особой сложности письменного изложения мысли, тем более научной. Если в устной речи есть возможность маневра, то письменное слово, как известно, не "вырубишь топором". Специфика стилистики, фразеологии, синтаксиса и, в целом, грамматики письменной научной речи нередко ставит в сложное положение людей с хорошими ораторскими способностями и, наоборот, помогает раскрыться людям, не склонным к публичным выступлениям. Далее будут приведены лишь наиболее общие рекомендации по правильному оформлению письменной речи.
Прежде всего, необходимо определиться с авторской позицией (субъектом исследования). Для письменной научной речи наиболее предпочтительно повествование от третьего лица в единственном числе, так как основное внимание сосредоточено не на субъекте, а на объекте и предмете исследования. Распространено также использование неопределенно-личных и возвратных форм.
Авторская позиция, в то же время, должна обязательно находить свое выражение, особенно в случаях, когда речь заходит о гипотезах, версиях, мнениях, оценках, когда делаются определенные выводы и т.п. Однако, авторское "я" не должно явно доминировать, оставаясь как бы на втором плане, что достигается использованием следующих конструкций: "автор данного исследования полагает (считает, уверен, разделяет точку зрения и т.п.)...", "автору кажется предпочтительной гипотеза..." и др.
В последние годы довольно часто исследователи употребляют местоимение "мы", ошибочно полагая, что псевдоколлективизм придаст изложению объективность. Если речь идет о коллективном труде, то этот вариант единственно правилен, в противном случае – он производит малоприятное впечатление.
Использование предложений со страдательным залогом позволит избежать в тексте личных местоимений.
В отличие от устной, письменная речь требует большей точности во избежание возможности двоякого толкования или существенного искажения смысла написанного. В письменной речи очевидными становятся все недочеты и ошибки. Чтобы их избежать, необходимо соблюдать следующие негласные правила:
- не злоупотреблять использованием иностранных слов;
- избегать слова, имеющие множественное значение;
- тщательно подбирать синонимы;
- избегать искусственной наукообразности;
- не использовать в предложении слова, удаление которых не изменит смысла;
- избегать громоздкие словесные конструкции;
- не употреблять фразеологизмы (идиомы);
- не использовать просторечные слова и т.д.
В научном тексте преобладают сложные союзные предложения, чаще всего – сложноподчиненные, так как они выражают причинные, условные, временные, следственные и другие отношения ("благодаря тому что"; "в то время как"; "вследствие того что"; "ввиду того что"; "между тем когда" и т.д.). Широко распространены причастные и деепричастные обороты.
Очень часто употребляются производные отыменные предлоги: "в соответствии с"; "в отличие от"; "в течение"; "в связи"; "наряду с" и др. Необходимо контролировать частотность подобных и других конструкций, чтобы они не становились назойливыми и не повторялись в пределах одной страницы. К тому же, подобная стилистика говорит не только о предпочтениях автора, но и о его ограниченных возможностях при письме.
В отличие от точных дисциплин, историческая наука имеет дело с фактами, которые можно трактовать порой самым различным образом. Отсюда вытекает специфика языка вечно сомневающегося, осторожного в выводах, гипотетически настроенного профессионального историка. Эта специфика, в частности, заключается в обилии используемых вводных слов и словосочетаний, которые выражают сомнение (не исключено что; наверное), предположение (видимо; надо полагать), возможность (возможно; вероятно). Практика показывает, что использование этих конструкций в исторической науке нередко оказывается более корректным, нежели безоглядное использование ортодоксальных слов и словосочетаний типа "безусловно", "бесспорно", "однозначно".
Еще одна специфическая особенность письменных работ по истории заключается в активном использовании материалов исследователей-предшественников. В целях объективизации изложения материала необходимо указывать на источник данного сообщения: кем была высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Для этого в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания: "по сообщению"; "по сведениям"; "по мнению"; "по данным" и т.д.
Современная наука в совокупности использует огромное количество научных терминов, общая численность которых, по подсчетам ученых, превосходит словарный запас практически любого литературно-художественного произведения или разговорного языка. Источником для научной терминологии являются, главным образом, древнегреческий и латинский языки. Научный термин выражает сущность явления, которая может существенно отдаляться от изначального смысла греческого или латинского слова. Один и тот же термин разными науками может использоваться в различных смысловых аспектах, что нередко приводит к коллизиям в междисциплинарных исследованиях. По этой причине необходимо с большим вниманием подбирать научные термины и определения, простое заимствование которых из других научных отраслей часто бывает просто не допустимо.
В завершение разговора об особенностях письменной речи можно дать несколько рекомендаций по устранению типичных недочетов студенческих работ:
- для образования превосходной степени использовать слова "наиболее", "наименее";
- не употреблять сравнительную степень наречия с приставкой "по-" (повыше; побыстрее);
- не употреблять превосходную степень прилагательного с суффиксами "-айш-", "-ейш-" в целях сохранения объективности (величайший, знаменитейший, важнейший);
- не использовать, по той же причине, прилагательные "самый", "лучший", заменяя их на "один из самых", "один из лучших";
- не использовать сослагательное наклонение глагола (хотелось бы отметить), заменяя его на изъявительное (необходимо отметить);
- не употреблять в научном тексте неопределенные местоимения (что-то, кое-что, что-нибудь), наречия (когда-нибудь) и прилагательные (немаловажный), заменяя их на конкретные формы (этот, такой, тогда, важный и т.п.).