Кафедра этнологии УдГУ http://ethno.ucoz.ru

Ссылка на страницу: http://ethno.ucoz.ru/materials/methodology/sheptalin/2.html

Назад | Содержание | Далее

2. Подготовительная стадия исследования

2.1. Выбор темы

У студента есть два основных варианта выбора темы (предметно-объектной области) реферата, курсовой или выпускной квалификационной работы. В первом случае, можно обратиться к темам письменных работ, которые предлагаются вниманию студентов на кафедрах. В другом случае, студент может самостоятельно сформулировать перспективную тему, согласовав ее с научным руководителем.

Первый вариант предпочтителен для студентов младших курсов, которые испытывают существенные трудности методологического, методического и информационного характера. На первом и втором курсах студенты, как правило, определяются с конкретной сферой своих научных интересов и темой своего будущего квалификационного исследования. Для третьего и четвертого курсов предпочтительнее выглядит второй вариант, когда постигший азы исторической науки студент предлагает свою тему, отличающуюся достаточной актуальностью. Только этот вариант позволяет избежать регулярно повторяющихся тем дипломных сочинений, которые порой превращают студенческую науку в никому не нужную игру.

Часть студентов определяется с темой дипломного исследования уже на первом курсе, что позволяет планомерно и обстоятельно проводить серьезные исследования на протяжении нескольких лет. Нерадивые студенты до пятого курса не могут отдать предпочтение не только конкретной теме, но даже сфере своих интересов, переходя от одного научного руководителя к другому. Оптимальным временем для выбора кафедры, научного руководителя и темы выпускной квалификационной работы является третий курс, когда студенты определяются со специализацией.

Что касается тем рефератов по различным учебным дисциплинам, то лучше их выбирать таким образом, чтобы они были связаны с основным исследованием.

Темы курсовых работ лучше формулировать так, чтобы эти работы могли стать впоследствии разделами дипломного сочинения.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также консультации со специалистами. Особенно важную роль в правильном выборе темы играет научный руководитель.

2.2. Новизна и актуальность темы

Темы курсовых работ студентов младших курсов редко отличаются новизной и оригинальностью, которые на данном этапе не являются обязательными элементами студенческого научного творчества. Гораздо большее значение в этот период имеет формирование устойчивого научного интереса и основных исследовательских навыков.

Для работ старшекурсников новизна темы является обязательным условием и достигается тремя основными способами:

  1. введением в научный оборот новых, не использованных ранее источников с их последующим анализом (например, полевой материал у археологов и этнографов, архивный материал у историков);
  2. новой трактовкой известных источников с коррекцией старого научного знания;
  3. изучением на основе известных источников малоизученных аспектов старого знания.

Второй и третий способы более распространены в исследованиях, где ограничена возможность использования новых материалов. Распространено также комбинирование названных способов.

Обязательным атрибутом выпускной квалификационной работы является актуальность, дефиниция, имеющая в исторической науке отличающееся от общепринятого значение. Так, актуальность в политологии или прикладной этнологии тесно связана с возможностью немедленного практического применения полученного знания на благо общества. Однако, это не значит, что исследования по древней или средневековой истории неактуальны по причине отдаленности от современной социально-политической ситуации в стране или в мире. Подобный конъюнктурный подход серьезно вредит науке. Таким образом, актуальность темы исследования тесно связана не только с ее злободневностью, но и с ее малоизученностью и необходимостью восполнения недостающей научной информации.

Обоснование актуальности не должно быть ни слишком кратким, ни излишне объемным. Одной-двух страниц вполне достаточно для того, чтобы показать суть проблемы, из которой будет видна и ее актуальность.

2.3. Первичный подбор источников и литературы

На стадии формулирования темы необходимо убедиться в том, что научные желания будут подкреплены достаточной информационной базой. К сожалению, сегодня мы видим значительное сокращение тиражей научных изданий, вследствие чего местные библиотечные фонды слабо пополняются новой научной литературой, а межбиблиотечный абонемент (МБА) не отвечает требованиям, предъявляемым исследователями. С финансовыми сложностями связаны работы в компьютерных сетях и поездки в столичные библиотеки.

В связи с этим студент должен критически оценить тему своей работы в плане реальной обеспеченности источниками и специальной литературой. Кроме того, знакомство с историографией должно еще более укрепить убежденность студента в оптимальности выбранной темы или повлиять на ее корректировку, или, наоборот, отказаться от нее по причине достаточной освещенности.

Тезис о реальном наличии источников и литературы отнюдь не означает, что студент должен ограничиваться в своих устремлениях материалами ближайшей библиотеки или музея. Здесь возникает определенное противоречие между желанием и возможностью. Исходя из необходимости разрешить это противоречие с честью (т.е. успешная защита выпускной квалификационной работы), определенные преимущества имеет изучение местных «родных» исторических, этнографических, археологических, политологических и иных сюжетов, нежели изучение из Удмуртии этнографии Океании, археологии Египта или политических коллизий Латинской Америки.

2.4. Определение объекта и предмета исследования

Любое научное исследование проводится для преодоления определенных проблем в процессе познания. Тема работы называет ту объектную область, в познании которой существует проблема, ликвидировать которую берется автор. Эта проблема возникает тогда, когда старое знание уже не в состоянии способствовать решению новых задач, а новое знание еще не в состоянии, т.к. еще не оформилось.

Важным этапом является определение объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Предмет - это та часть объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Так, например, в монографии В.Е. Владыкина "Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов" (Ижевск, 1994) в качестве объекта выступает удмуртский этнос, а предметом является конкретный пласт духовной культуры - религиозно-мифологические представления.

Несмотря на то, что именно предмет исследования определяет тему работы, более полно и оптимально выглядит тема, где отражены объект и предмет.

Для конкретизации объекта и предмета исторического исследования желательно, а иногда и необходимо, оговорить пространственные (географические) и временные (хронологические) границы, например:

Пузанов В.В. Княжеское и государственное хозяйство на Руси X-XII вв. в отечественной историографии XVIII - нач. XX вв.

2.5. Постановка цели и задач

Решение научной проблемы является целью научного исследования. Формулировка цели обязательна для курсовых и выпускных квалификационных работ. Цель должна тесно соотноситься с темой, как правило, полностью включая ее. Например, профессор В.Е.Владыкин цель своей упомянутой выше монографии сформулировал следующим образом: "Целью данного исследования является реконструкция традиционного мировоззрения удмуртов, воссоздание в максимально полной целостности их религиозно-мифологической картины мира".

После формулировки общей цели работы указываются конкретные задачи, которые являются своеобразными ступеньками-этапами на пути достижения цели. Обычно они даются в форме перечисления: "изучить...", "описать...", "раскрыть...", "выявить...", "определить...", "исследовать...", "выяснить...", "проанализировать..." и т.д.

Как правило, решение каждой задачи совпадает в тексте с содержанием главы, заголовок которой обычно соответствует формулировке задачи. По этой причине необходимо тщательно подходить к формулированию задач.

2.6. Методология и методика научного исследования

Опыт исторического факультета УдГУ показывает, что значительная часть вопросов у студентов как начальных, так и старших курсов связана с проблемами методологии и методики исследовательской работы. Речь в данном случае идет об общих принципах организации исследования, об использовании конкретных методов научного познания и о применении логических законов и правил.

В самом общем смысле под методологией (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение и logos – слово, учение) научного познания принято понимать учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской работы. Часто понятие методологии употребляется в более узком смысле. Например, еще совсем недавно в отечественной (и не только – см. напр.: Eckermann, Mоhr: 1966) исторической науке безраздельно главенствовала диалектико-материалистическая методология. Сегодня же мы можем наблюдать целый набор разновидностей унитарного и плюралистского (цивилизационного) подходов к пониманию истории, исторического процесса, его движущих сил, субъектов и т.д. (Н. Данилевский, Ж. Гобино, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Маркс, Л. Гумилев, К. Ясперс, П. Сорокин, Г. Риккерт и др.).

Практика показывает, что одним методологическим ключом невозможно открыть все двери процесса познания, поэтому студенту как начинающему исследователю следует использовать комплексный подход к объекту и предмету изучения, способствующий взаимообогащению, взаимодополнению и взаимопроверке получаемого знания. Этот тезис относится и к методам научного исследования. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет изучения.

Все многообразие методов, в той или иной степени используемых исторической наукой, можно расположить в определенную систему (распространены и другие варианты):

  1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику и диалектику. Метафизика рассматривает явления вне их взаимных связей и развития. Диалектика является методом познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества через вскрытие внутренних противоречий и борьбу противоположностей, что приводит к скачкообразному переходу из одного качества в другое. Выделяют диалектику материалистическую (все явления и их изменения увязываются с социально-экономическими факторами, прежде всего, с появлением частной собственности и классового деления) и идеалистическую, которая в свою очередь может выступать как объективный (все явления и их изменения увязываются с божественной силой или объективным разумом) или субъективный идеализм (все явления и их изменения увязываются с сознанием и волей человека). Мощным методологическим оружием исследователя является материалистическая диалектика, рассматривающая любое историческое явления в генезисе и развитии в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
  2. Общенаучные методы – в отличие от всеобщих эти методы не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах. Общенаучные методы делятся на эмпирические, эмпирико-теоретические и теоретические. К числу основных относятся:
    • наблюдение – наиболее активный эмпирический познавательный процесс;
    • сравнение – установление сходства и различия явлений действительности;
    • анализ – условное разделение предмета на составные части;
    • синтез – условное объединение составных частей предмета;
    • системный подход – раскрытие целостности предмета, выявление многообразных типов связей в нем;
    • функциональный подход – выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим;
    • индукция – вид умозаключения от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям;
    • дедукция – вид умозаключений от общего к частному, от обобщений к конкретным частным утверждениям и др.
  3. Частнонаучные методы – это приемы, которые используются конкретно той или иной наукой, или выступают следствием взаимодействия исторической науки с другими науками, например:
    • конкретно-социологический – получение с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов необходимой информации;
    • статистический – позволяет получить количественные показатели того или иного явления;
    • кибернетический – способствует выяснению закономерностей исторического и культурного процессов и др.

К частнонаучным относится и сравнительно-исторический метод (в западной литературе обычно: сравнительный метод, кросс-культурный метод, компаративный метод) – метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий.

Этот метод широко применяется всеми историческими дисциплинами, а также другими общественными науками. Он использует в основном три вида исторических сравнений (их часто называют самостоятельными методами):

  • историко-типологический (изучает сходство конвергентных явлений);
  • историко-генетический (исследует явления, имеющие генетическую связь в их развитии, т.е. диахронно);
  • историко-диффузионный (изучает явления, распространившиеся в результате заимствования).

Кроме того, различные исторические дисциплины могут иметь собственные отраслевые методы исследования. Так, например, этнология и смежные с ней дисциплины (этносоциология, этнопсихология, фольклористика и др.) активно используют так называемые метод включенного наблюдения, метод экспертных оценок, метод пережитков и т.д.

Важно отметить все более возрастающее взаимопроникновение частнонаучных методов различных наук, что обусловлено и глобальными научными интеграционными процессами и протекающей параллельно научной дифференциацией, в результате которой в последние десятилетия появилось много смежных научных дисциплин и субдисциплин (этнополитология, этноконфликтология, юридическая антропология, этнопсихология, этнопедагогика, этнодипломатия, этноархеология, историческая социология и др.).

2.7. Поиск источников и изучение историографии проблемы

Еще при выборе темы необходимо провести первичный, количественный и качественный анализ источников и литературы, чтобы убедиться в реальности выполнения исследования. После определения основных параметров работы (тема, цель, задачи, объект, предмет, методы) возникает необходимость подробного знакомства с историографией по выбранной теме. Этот этап очень важен для понимания сути и границ проблемы. Обобщив накопленный опыт, исследователь обретает своеобразную путеводную нить, указывающую направление дальнейшей работы. Владение историографией проблемы позволяет исключить вероятность "изобретения велосипеда" – зачем делать то, что уже сделано до тебя? Кроме того, видение и анализ ошибок, сделанных предшественниками (правда, эти ошибки еще надо доказать), позволит поднять знание на новый уровень.

Как правило, та или иная монография, статья соотносятся с темой исследования лишь в определенной части, в противном случае о научной новизне и актуальности такого исследования говорить не приходится. Названия могут совпадать только тогда, когда позиция исследователя существенно отличается от мнения его предшественника – автора монографии или статьи. При обширной историографии вопроса, а, следовательно, при обилии выдвинутых гипотез и высказанных мнений, перед исследователем возникает опасность "затеряться" в многочисленных цитатах и ссылках. Поэтому основное внимание необходимо уделить выявлению "белых пятен" в историографии, чтобы затем попытаться самостоятельно их ликвидировать.

Как правило, особой новизной, а следовательно, и актуальностью, отличаются работы, по предмету которых историография крайне незначительна или вовсе отсутствует. В этом случае исследование строится преимущественно на анализе источников, прежде всего – авторских материалов.

В определенной степени недостаток литературы можно компенсировать сравнительно-сопоставительным анализом историографии по предмету, прослеживающему аналогии с исследуемым предметом. Например, при отсутствии литературы по теме "Евреи в Удмуртии", можно осветить историографию по истории и культуре еврейского народа в Европе, в России, в Поволжско - Приуральском регионе. Конечно, при этом необходимо продумать логическое обоснование подобного замещения.

Начинать поиск следует с литературы, рекомендованной преподавателями на лекциях, а также приводимой в учебниках и учебных пособиях, методических разработках по спецкурсам и практическим занятиям, учебно-методическим комплексам по соответствующим предметам. К работе необходимо привлечь справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники. Следующим этапом будет знакомство с содержанием профильных научных журналов ("Вестник древней истории", "Древнее право", "Источник", "Российская археология", "Этнографическое обозрение", "Государство и право", "Вопросы истории", "Общественные науки", "Отечественная история", "Новая и новейшая история", "Азия и Африка сегодня", "Славяноведение", "Финноугроведение", "Политическая наука", "ПОЛИС" и др.). Существенную помощь может оказать научный руководитель, порекомендовав различные ежегодные издания, монографии или тематические сборники статей, в библиографическом аппарате которых могут содержаться указания на источники, архивные и музейные фонды и литературу. В библиотеках необходимо просмотреть алфавитный каталог и алфавитно-предметный указатель на все ключевые слова, связанные с темой исследования.

Различные научно-исследовательские институты исторического профиля, а также архивы и музеи периодически выпускают информационные издания библиографического, реферативного или обзорного характера. Наиболее распространены библиографические издания, которые содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, извещающих специалистов о изданной литературе. Архивы и музеи издают путеводители, кратко знакомящие с содержимым их фондов и экспозиций.

При изучении теоретических или зарубежных исторических сюжетов, необходимо привлекать литературу на иностранных языках. Основными вариантами ее поиска являются сеть Интернет, где есть соответствующие библиографические серверы, а также каталоги Библиотеки иностранной литературы, Библиотеки ИНИОН и Российской государственной библиотеки.

Самая разветвленная по количеству пользователей компьютерная сеть – Интернет – предоставляет практически неограниченные возможности для получения информации со всего мира. Не выходя из-за своего стола, пользователь Интернет имеет возможность на часок-другой перенестись, например, в Египет и побродить по комплексу Карнакского храма, в мельчайших деталях воспроизводимому на экране дисплея.

Практически все уважающие себя музеи, библиотеки и архивы западноевропейских стран имеют свои серверы. Даже если нет прямого доступа к источникам, существенную информацию можно получить при работе в электронных каталогах, например, Библиотеки Конгресса. Из Интернет можно узнать о существовании различных обществ и организаций, интересы которых могут совпадать с научными интересами студентов. Так, если вас заинтересовала личность Фомы Аквинского, а в местных библиотеках удалось найти лишь несколько заметок о его жизни и деятельности – вас выручит Интернет. Вы узнаете, что в Гамбурге есть общество по изучению наследия Фомы Аквинского, а в одном из университетов США есть постоянный семинар на эту тему. И там, и там скрупулезно собирают все, что написано об этом религиозном философе.

2.8. Краткие рекомендации по работе с Интернет-ресурсами

Практика показывает, что за последние годы произошло существенное изменение отношения студентов к Интернет. Еще недавно глобальная сеть использовалась, главным образом, для скачивания рефератов и курсовых работ. Сегодня Интернет все активнее используется студентами для отслеживания свежей информации, для знакомства с недоступными ранее источниками и материалами.

К сожалению, с середины 1990-х гг. библиотеки Ижевска в должной мере не пополняются новой научной литературой, что обусловлено существенно возросшей стоимостью научных изданий и их малым тиражом. Проблема актуальна для всех, но, пожалуй, особенно остро ощущается историками-новистами, политологами и этноконфликтологами. Для преодоления этой проблемы многие научные журналы, в том числе и недавно возникшие, открыли свои сайты, на которых размещают опубликованные материалы. В определенной мере смягчают проблему доступа к новой литературе и не имеющие печатных аналогов интернет-журналы.

Интернет знакомит опытного пользователя с обширным пластом введенных в научный оборот письменных источников, как отечественных, так и зарубежных. Мониторинг интернет-ресурсов позволяет постоянно отслеживать научные новинки, знакомиться с альтернативными точками зрения, не попадающими на страницы официальных изданий. В этом отношении Интернет предоставляет поистине неограниченные возможности. Главное – научиться находить необходимую информацию. Интернет особенно эффективен на начальном этапе, когда исследователь только начинает погружаться в научную проблему. Благодаря сайту Википедия (http://ru.wikipedia.org), например, можно получить краткую справку по самому широкому кругу вопросов. Большую помощь для перевода с одного языка на другой могут оказать различные интернет-словари. Чрезвычайно эффективен Интернет для поиска визуального материала: фотографий, карт, схем, картин, рисунков, реконструкций и т.д.

Главной ошибкой при поиске в Интернет является недостаточная настойчивость. Поскольку поисковые системы выдают все найденные в Интернет-пространстве соответствия набранному пользователем тексту, необходимо проверять возможно большее число вариантов набора. Например, при поиске биографии известного этнографа, членкора АН СССР Д.К.Зеленина в поисковых системах необходимо проверить следующие сочетания: "Д.К.Зеленин", "Дмитрий Константинович Зеленин", "Дмитрий Зеленин", "этнограф Д.К.Зеленин", "профессор Зеленин", "профессор Д.К.Зеленин", "член-корреспондент АН СССР Д.К.Зеленин" и т.д. Чем больше вариантов будет рассмотрено, тем выше вероятность нахождения важной для исследователя информации. Данные словосочетания необходимо отслеживать в разных поисковых системах, как отечественных (Yandex, Rambler, Апорт и др.) так и зарубежных (Google, Yahoo, Alta Vista, Acoona и т.д.), поскольку выдаваемые ими подборки соответствий иногда существенно различаются. Опыт показывает, что запросы на кириллице целесообразнее осуществлять в отечественных поисковых системах (начните с Yandex), а на латинице – в зарубежных (начните с Google). Знание иностранных языков значительно облегчает поиск информации, так как позволяет задействовать множество зарубежных сайтов различных академических структур, научных обществ и печатных изданий.

Благодаря энтузиастам, сегодня в сети Интернет размещен огромный пласт источников и научной литературы по мировой истории. Из множества существующих сайтов рекомендую обратить внимание на следующие:

2.9. Определение структуры работы

В заключение подготовительного этапа, в соответствии с поставленными задачами и наработанными исследователем предварительными материалами, полученными в результате анализа источников и историографии, необходимо составить общий план основной части работы. Он должен содержать все, что можно предвидеть заранее.

Первоначальный рабочий план структуры работы может иметь предварительную форму, потому что, скорее всего, будет неоднократно уточняться и дорабатываться.

Сформулированные задачи фактически являются заголовками глав исследования. Подобно тому, как для достижения цели работы ставится ряд задач, необходимо, в свою очередь, для их разрешения сформулировать ряд подзадач, которые составят части главы – параграфы.

Намеченный план работы не должен связывать исследователя и в зависимости от хода исследования может как включать в себя новые структурные элементы, так и исключить те, которые автор счел излишними. При работе над планом рекомендуется выявлять следующие важные моменты: что известно; что необходимо узнать; что можно узнать; что можно предложить.

Как правило, перед исследователем встает проблема начала. Чтобы ее избежать, погрузиться в работу в короткие сроки, можно начать с любой главы или ее части, по которой имеется достаточная информация. Естественно, этот вариант осложняется, если части работы логически вытекают одна из другой.

При определении структуры работы необходимо выстраивать ее элементы, разумно сочетая проблемность и хронологию. Проблемно-хронологический подход наилучшим образом способствует изучению предмета в исторической динамике.

Структуру курсовой работы желательно, а выпускной квалификационной – обязательно необходимо согласовывать с научным руководителем.

Назад | Содержание | Далее
Шепталин А.А. Письменные работы на историческом факультете Удмуртского госуниверситета: методические рекомендации для студентов специальностей "История", "Политология", "Регионоведение", "Международные отношения" (Ижевск: УдГУ, 2008. 80 с.).