1.1. Реферат
Реферат является, пожалуй, наиболее распространенным типом письменных работ. Под рефератом (от лат. referre – докладывать, сообщать) принято понимать:
- соответствующим образом оформленный доклад на определенную тему, включающий обзор привлеченных источников информации;
- краткое изложение содержания научной работы (статьи, книги и т.п.).
В отличие от курсовой и выпускной квалификационной работ реферат носит характер не столько научного исследования, сколько учебно-методического, поскольку способствует в первую очередь формированию определенных исследовательских навыков и научных интересов.
Студенты первого курса часто не видят различия между конспектом и вторым из указанных выше понятий реферата. Конспект (от лат. сonspectus – обзор, очерк) предполагает краткое изложение материалов на уровне простой констатации. В реферате же, как правило, должна просматриваться четкая авторская позиция. Студент пишет введение к основной части, в котором аргументирует актуальность рассмотрения выбранного научного объекта и формулирует цель реферата. В заключении, размещаемом после основной части, подводятся итоги проведенной работы. В отличие от конспекта в реферате студенты могут проявить свою позицию по рассматриваемым вопросам - в чем они согласны с автором реферируемого издания или, наоборот, - не согласны.
В подобной заочной и опосредованной дискуссии необходимо сохранять максимальный такт - становится неловко, когда первокурсник "похлопывает по плечу" признанных мэтров науки.
В соответствии с названными выше понятиями реферата в учебно-научной практике наиболее распространены две его разновидности:
- Реферат по теме пишется с использованием двух и более взаимодополняющих источников. Он особенно эффективен при обзоре обширной литературы по конкретной теме. Впоследствии может быть использован в курсовой или выпускной квалификационной работах.
- Реферат по монографии (монография - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов) пишется по одному источнику. В этом случае предпочтительнее реферировать труды, являющиеся основополагающими в рамках того или иного курса (истории России, этнологии, археологии и т.д.).
В обоих случаях студент окажется в выигрыше, если сведет элемент случайности при выборе темы или монографии к минимуму. Лучше делать выбор с учетом научных интересов, специализации и перспективной темы будущей курсовой или выпускной квалификационной работы (если она намечена).
Текст реферата должен быть творчески осмысленным, а не механически переписанным. Текст источника необходимо обобщать и излагать своими словами - только так можно в рамках небольшой студенческой работы рассмотреть обширный информационный материал.
Объем реферата формально не определен. Согласно сложившейся на историческом факультете традиции, он обычно составляет 10-15 машинописных страниц и 15-20 страниц, если текст рукописный. Больший объем свидетельствует о недостаточном владении студентом приемами реферирования.
Реферат, как правило, имеет структуру, характерную для курсовой и выпускной квалификационной работ. Титульный лист реферата желательно оформить машинописным способом. Учитывая внутренний характер реферативной работы, указывать часто меняющиеся названия министерств и госкомитетов по высшему образованию не обязательно. На титульном листе должны быть указаны названия учебного заведения, факультета, кафедры, темы реферата, а также фамилия, инициалы и номер учебной группы студента, выполнившего реферат, фамилия, инициалы, научная степень (к.и.н., д.и.н.) и должность (ассистент, ст. преподаватель, доцент, профессор) проверяющего преподавателя, год и место написания реферата. Примеры оформления титульных листов рефератов приведены в приложениях 3 и 4.
Если реферат написан по одной монографии, то ее название и выходные данные пишутся на титульном листе. Если использован ряд источников, то их названия и выходные данные приводятся в списке использованной литературы в конце работы. Библиографические ссылки обязательны для обоих видов рефератов. Прямое цитирование желательно свести к минимуму.
1.2. Контрольная работа
Контрольная работа представляет собой форму текущего контроля самостоятельных занятий студентов. В связи с тенденциями последнего времени к увеличению самостоятельной учебно-исследовательской деятельности контрольная работа приобретает все большее значение и перспективу для учебного процесса.
Контрольные проверки уровня овладения учебным материалом могут быть самыми разнообразными. Наиболее распространенные варианты:
- написать сообщение по какой-либо теме;
- проанализировать источники или историографию по какой-либо теме;
- написать рецензию на монографию;
- дать развернутые ответы на поставленные вопросы и т.п.
Контрольная работа может быть выполнена на листах формата А4 или в обычной тетради, соответственно машинописным или рукописным способами. При использовании листов формата А4 титульный лист оформляется как у реферата, вместо слова "Реферат" пишется "Контрольная работа". По объему, контрольная, как правило, соотносится с рефератом – около 15 страниц. Поскольку конкретные параметры контрольной работы формально не определены, преподаватель устанавливает их по своему усмотрению и указывает в учебно-методическом комплексе по конкретной дисциплине
1.3. Курсовая работа
Курсовая работа является обязательным элементом самостоятельной работы студентов по освоению научного материала. В отличие от реферата, курсовая работа является собственно научным исследованием, подводящим итоги научной деятельности студента за учебный год.
В структуре студенческих письменных работ курсовые работы занимают срединное положение. По методико-методологическому, информационному и аналитическому уровню они стоят выше рефератов и контрольных работ, хотя зачастую еще не являются результатом получения нового знания, как выпускные квалификационные работы.
Курсовые работы студенты I-IV-го курсов пишут под началом научного руководителя, с которым тема работы должна быть обязательно согласована. Темы курсовых работ на разных курсах, как правило, развиваются от общего к частному: обобщение информации по общей теме - выявление малоизученной частной темы - обобщение информации по частной теме - восполнение недостающей информации по частной теме. Желательно, чтобы курсовая работа, написанная на IV-м курсе, представляла собой или составную часть выпускной квалификационной работы, или ее предварительный вариант.
Текст курсовой работы может быть машинописным или рукописным. В зависимости от этого ее объем может варьировать в пределах 20-30 страниц.
Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в приложении 5.
На курсовые работы распространяется вся информация последующих глав по написанию и оформлению студенческих научных работ.
1.4. Выпускная квалификационная работа
Итогом научной деятельности студента является выпускная квалификационная работа, которую прежде называли дипломной.
Специфика этого сочинения состоит в его принципиально качественном отличии от других письменных студенческих работ. В данной работе автор должен показать высокую степень владения основными навыками научно-исследовательской работы, достаточную для присвоения выпускнику квалификации профессионального историка.
В отличие от курсовой, выпускная квалификационная работа должна быть посвящена неисследованным или недостаточно исследованным ранее сюжетам, т.е. в определенной мере отличаться научной новизной.
Текст работы должен быть машинописным. Объем, как правило, 50-70 страниц. В отличие от других письменных работ, выпускная квалификационная работа должна быть оформлена в точном соответствии с предъявляемыми требованиями.
Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 6.
На выпускные квалификационные работы распространяется вся информация последующих глав по написанию и оформлению студенческих научных работ.